В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ РАССМОТРЕН ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЗА 2022 ГОД
2 мая 2023 года председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Юрий Александрович Бурлачко провел еженедельное планерное совещание, в котором приняли участие председатель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Юрий Александрович Агафонов и заместитель председателя Наталья Николаевна Романец.
Основным вопросом совещания стало рассмотрение отчета о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) за 2022 год.
С докладом выступила заместитель председателя Палаты Наталья Николаевна Романец, отметив, что в отчетном периоде аудиторами особое внимание уделялось качеству госуправления, применялись методы и элементы стратегического аудита, аудита эффективности, риск-ориентированного и доказательного подходов.
В приоритете – социальная сфера, развитие которой способствует улучшению качества жизни населения региона. В 2022 году Палатой проведено 244 мероприятия, охвачено более 1,5 тыс. объектов контроля.
Результатом этой деятельности стало выявление почти 20 тысяч нарушений. Для их устранения объектам контроля внесено 264 представления, направлено 9 предписаний. В министерство финансов Краснодарского края направлено 6 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. В отношении лиц, допустивших нарушения в финансово-бюджетной сфере, составлено около 400 протоколов.
Наталья Николаевна отметила увеличение нарушений в сфере межбюджетных отношений, в том числе при реализации на местном уровне краевых госполномочий. В основном это связано с нарушением условий соглашений о предоставлении субвенций и, как следствие, с недостижением намеченных результатов. В целях профилактики таких нарушений в текущем году проводится тематический мониторинг, посвященный тому, как краевые ведомства контролируют реализацию муниципалитетами переданных им госполномочий.
В результате предпринятых мер по итогам отчетного года в бюджет возмещено 395 млн рублей. Выполнены (полностью или частично) около 70% рекомендаций, внесенных по итогам мероприятий палаты. Остальные по-прежнему на контроле. На основании рекомендаций (предложений) в 2022 году утверждены новые или внесены изменения в 132 нормативных правовых акта.
Среди принятых актов можно отметить методики определения объемов субвенций местным бюджетам на осуществление госполномочий по обеспечению жильем детей-сирот и для осуществления доплат за классное руководство в школах, порядки предоставления субсидий и грантов на поддержку АПК, промышленности, курортной сферы Краснодарского края. В муниципалитетах Краснодарского края издано около 50 правовых актов, призванных упорядочить деятельность в части администрирования доходов и управления имуществом.
Ежегодно инспекторы Палаты проводят мониторинг реализации в крае региональных проектов и госпрограмм. В 2022 году отмечен ряд особенностей – это своевременное достижение результатов в основном по несложным показателям; при выполнении плана ухудшается динамика целевых показателей; значения отдельных целевых показателей планируются без учета фактической ситуации (что в том числе приводит к их многократному перевыполнению); по целому ряду объектов строительства (детсады, школы) первоначально установленный на 2022 год уровень технической готовности оказался снижен, а в отношении 15 объектов (поликлиники, детсады, спорткомплекс) – не достигнут. Это создает риски для своевременности ввода в эксплуатацию данных объектов. Кроме того, имеет место формальный ввод некоторых объектов в эксплуатацию. При этом они не используются по назначению и их строительство продолжается.
В 2022 году Палата увеличила долю аудита эффективности использования бюджетных средств, прежде всего, в социальной сфере. Главная особенность аудитов – их комплексность. Так, в аудите расходов на общее образование участвовали 15 муниципальных Контрольно-счетных палат, контролем охвачено 17 муниципалитетов, более 100 школ, деятельность министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Аудитом расходов на оказание услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних проанализирована деятельность всех 24 центров реабилитации подростков, а также деятельность министерства труда и социальной защиты Краснодарского края.
Стратегическим аудитом мер господдержки сельских территорий охвачены 7 муниципальных образований с разным уровнем социально-экономического развития, более 40 прямых и косвенных мер поддержки села, реализуемых в крае. Различные аспекты поддержки селян нашли отражение в материалах почти 30 мероприятий всех аудиторских направлений Палаты.
Благодаря комплексному подходу аудитами выявлен ряд нарушений и недостатков системного характера, а также пробелы в правовом регулировании в соответствующих отраслях.
В связи с острым дефицитом кадров большое внимание уделялось в прошлом году мерам господдержки сельских медиков. Анализ показал, что установленные для них в крае компенсации на оплату жилья и коммуналных услуг мало востребованы, прежде всего, из-за незначительности их размера (в сравнении с выплатами работникам федеральных медучреждений и педагогам) и избыточных требований при сборе документов.
Проверка расходов на цифровизацию позволила лечебным учреждениям получить безвозмездный доступ к цифровой системе управления здравоохранением края, а выделенные на оплату доступа 40 млн рублей в год перенаправить на лечение жителей Кубани.
Выводы аудитов, проверок и экспертиз Палаты подтверждены исследованиями Центра управления регионом. Сотрудничество с ЦУРом расширило возможности Палаты. Исследования центра стали основой для оценки удовлетворенности жителей края реализацией нацпроектов и изучения общественного мнения по социально значимым темам: социальная сфера (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, соцзащита), ЖКХ (газификация, водоснабжение, водоотведение (канализация)), поддержка сельских территорий, общий анализ ситуации в регионе.
Так, специалисты ЦУР проанализировали мнение родителей школьников региона о пребывании их детей в школе (от уровня обеспечения школ оборудованием, кадрами до качества образования в целом). Результаты опроса подтвердили выводы специалистов Палаты по итогам аудита эффективности расходов на общее образование.
Данные ЦУР позволили повысить оперативность реагирования на наиболее актуальные для жителей края проблемы, сформировать выводы о реальной эффективности бюджетных расходов, своевременно выработать и внести целый ряд рекомендаций краевым и местным органам власти.
Специалисты Палаты продолжают практику анализа и проверок социально значимых направлений расходов. Для повышения эффективности этой работы в Палате создана и развивается информационно-аналитическая система. Первый ее модуль (функциональный блок) позволяет оценивать качество формирования и реализации краевых госпрограмм, формировать выводы об их влиянии на изменение качества жизни граждан и благополучие общества. По поручению Юрия Александровича Бурлачко эта работа будет синхронизирована с Законодательным Собранием.
Основная задача Контрольно-счетной палаты – содействовать улучшению бюджетного процесса, повышению качества контроля, подготовке рекомендаций в интересах жителей Кубани.