Новости Пресс-центр События

Об участии в заседании постоянного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи по вопросам рассмотрения результатов контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Краснодарского края

13 февраля 2020 года в Законодательном Собрании Краснодарского края под председательством Чернявского Виктора Васильевича прошло заседание рабочей группы комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи по рассмотрению результатов контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Краснодарского края:

  1. «Проверка законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности расходов на закупки главными распорядителями бюджетных средств Краснодарского края (включая подведомственные учреждения) в 2018 и 6 месяцев 2019 года (выборочно)»
  2. «Аудит эффективности расходов на создание и оснащение новых мест в муниципальных общеобразовательных организациях (далее также – школы) Краснодарского края в 2018 году (и при необходимости в других периодах)».

На заседании присутствовали аудитор Контрольно-счетной палаты Адаменко Игорь Евгеньевич, начальник отдела по контролю за расходами на образование и молодежную политику Муравей Петр Михайлович, главные инспекторы Колесникова Евгения Васильевна и Калиберда Галина Петровна.

Также в заседании приняли участие заместитель министра образования, культуры и молодежной политики Краснодарского края Анышко Елена Анатольевна, должностные лица министерства, ректор ГБПОУ КК «Институт развития образования Краснодарского края», представители проверенных в рамках аудита муниципалитетов (города Краснодар, Анапа, Армавир, Геленджик, Новороссийск, Северский и Славянский районы).

В своем выступлении по первому вопросу Адаменко И.Е. отметил, что в ходе проведения контрольного мероприятия в отношении министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и 8 подведомственных ему учреждений проверено закупок на общую сумму 1,2 млрд. рублей, сумма нарушений при этом составила 123,5 млн. рублей.

В связи с чем, Палатой по итогам контрольного мероприятия 9 объектам проверки внесены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. Их исполнение находится на контроле Палаты.

Кроме того, аудитор доложил, что в результате исполнения объектом контроля акта реагирования Палаты установлено, что общая сумма подлежащих взысканию штрафных санкций и неправомерно оплаченных ГБОУ ИРО КК денежных средств за неисполнение и ненадлежащее исполнение контрактов на оказание услуг доступа к сети «Интернет» детей-инвалидов составила 2,54 млн. рублей.

Резюмируя вышесказанное, Игорь Евгеньевич подчеркнул, что установленные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе в действиях подведомственных министерству учреждениях свидетельствуют об организации ведомственного контроля не на должном уровне.

В ходе совещания заместитель министра образования, культуры и молодежной политики Краснодарского края с выводами и предложениями Контрольно-счетной палаты согласилась и отметила, что в настоящее время ведется активная работа по выработке мер, направленных на совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

По второму вопросу Муравей П.М. рассказал о результатах аудита обеспеченности учащихся местами в школах, гимназиях, лицеях и потребности в них до 2025 года, а также комплекса мер по созданию новых школьных мест, принятых в крае за последние годы.

Отмечено, что за 2016-2019 годы в крае создано и оснащено всего 27 тысяч полноценных новых мест вместо требуемых 108 тысяч, на что из бюджетов всех уровней выделено 16 вместо 29 млрд. рублей, предусмотренных региональной программой «Содействие созданию в Краснодарском крае (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях». В результате 43 тысячи школьников пополнили 2-ю и 3-ю смену, еще 38 тысяч уплотнили классы в 1-й смене, а один из индикаторов региональной программы – удельный вес занимающихся в одну смену в общей численности учащихся школ – составил менее 76 процентов вместо установленных 90. При существующих темпах ввода новых мест (около 7 тысяч в среднем в год) переход на обучение в 1-ю смену завершится в крае только к 2050 году.

Особо обращено внимание, что с 2016 по 2019 годы значительно выросло число школьников в крупных городах: в Сочи – на 23%, в Анапе – на 20%, в Геленджике – на 18%, в Новороссийске – на 15%. В Краснодаре за 2014-2019 годы численность школьников увеличилась более чем в 1,5 раза – с 96 до 151 тысячи. Из них почти 40% – во 2-й смене. Ситуация близка к критической: во многих школах в классах – по 40 и более человек, а в некоторых уроки идут по вечерам (с 15 до 19 часов). В 8 школах краевого центра обучение ведется в 3 смены. В третью смену («первую смещенную» и/или «вторую смещенную») занимаются более 4 тысяч детей. С 01.09.2019 во 2-ю и 3-ю смену в крае занимается уже 161 тыс. детей. А тремя годами ранее (на 01.09.2016) таких было в полтора раза меньше – 118 тысяч.

Муравей П.М. заострил внимание на основных проблемах, которые не позволяют эффективно решать задачу по переводу всех школьников на обучение в 1-ю смену: недостаточное финансирование мероприятий по созданию новых мест и низкие темпы их ввода, нарушения и недостатки, допущенные на этапах планирования и расходования средств бюджета. Так, за 2017-2019 годы на возведение двух школ по 1 100 мест в г.Краснодаре по ул.Марины Цветаевой,4 и ул.Красных Партизан,4/1 подрядчикам перечислено 525 млн. рублей. Обе школы планировалось ввести в 2019 году. Однако их строительство до сих пор не завершено. Достраивать эти школы в 2020 году придется уже без участия федерального бюджета.

В 2018-2019 годах по инициативе Минобразования края в Приморско-Ахтарске построена новая школа на 350 мест стоимостью более полумиллиарда рублей. С сентября 2019 года в ней начались занятия. Несмотря на это задача по переходу на односменное обучение районом не решена (в 2017/18 и 2018/19 учебных годах в районе во 2-й смене обучались 70-90 учеников, в 2019/20 – 58). При этом стоимость строительства и оснащения этой школы (в расчете на 1 место) в 2 раза превысила среднее значение по субъекту и оказалась в 1,5-2,5 раза дороже, чем в других новых школах края.

Аудит также показал, что более 70 процентов закупок учебного и иного оборудования для оснащения новых школ осуществлены без конкурентных процедур. Это значительно снизило уровень прозрачности и ограничило круг участников закупок, не позволило в полном объеме эффективно (экономно и рационально) расходовать бюджетные средства.

По результатам аудита министру образования края и главам 7-ми муниципалитетов внесены представления для устранения выявленных нарушений. На заседании заслушаны представители проверенных муниципалитетов о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Определен круг вопросов в данном направлении, требующих решения в ближайшей перспективе.