Публикация в СМИ

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

07.03.2009  :: Заостровцева Анна Александровна, аудитор Контрольно-счётной палаты Краснодарского края, возглавляет аудиторское направление по контролю за использованием средств краевого бюджета, выделяемых для сельского хозяйства, промышленности и транспорта

 

Вот уже более десяти лет наше аудиторское направление проверяет эффективность и целенаправленность использования бюджетных средств, выделяемых сельхозтоваропроизводителям и другим предприятиям из краевого и местного бюджетов. Дело требует, чтобы большую часть своего рабочего времени наши специалисты проводили в поле, на фермах или на предприятиях АПК края. Это позволяет увеличить объем проверяемых средств, выявить и своевременно предотвратить финансовые и хозяйственные нарушения. Так, в 2008 году выявленные нарушения при формировании и использовании бюджетных и внебюджетных средств составили сумму 671,3 млн. рублей, что в 2,0 раза больше, чем в 2007 году, из них: 364,8 млн. рублей – неэффективное использование средств; 27,3 млн. рублей

–   нецелевое и неправомерное использование средств; 62,1 млн. рублей – нарушения сроков возврата средств; 217,1 млн. рублей – нарушения бюджетного и бухгалтерского учета, прочие нарушения. Кроме того, выявлены потери и резервы по уплате организациями и учреждениями в бюджет налоговых и неналоговых доходов в общей сумме 274,1 млн. рублей.

Ежегодно мы проводим 5-7 контрольно-ревизионных мероприятий, в ходе которых проверяем более 60 организаций различных сфер деятельности. На наиболее специфических проверках хотелось бы остановиться подробнее.

ЗЕМЛЯ ТРЕВОГИ НАШЕЙ

Земельный бонитет сельскохозяйственных угодий и пашни на территории Краснодарского края – самый высокий в России. Но продуктивность почвы не является чем-то раз и навсегда данным. За последние десятилетия на сельскохозяйственных угодьях края ощутимо проявились процессы деградации почв. На сохранение и возрождение плодородия кубанской земли выделяются большие бюджетные средства. Разработана и реализуется целевая программа: «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России на 2006-2010 годы». Ее краткое название – «Плодородие». Средства на реализацию программы выделяются департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. В 2008 году наше аудиторское направление провело проверку использования средств краевого бюджета, выделенных на ее реализацию. Рациональность расходования бюджетных средств проверялась за период 2006-2007 годов и за первый квартал 2008 года. Результативность же мероприятий краевой целевой программы оценивалась не только за ревизуемый период, но и сравнивалась с показателями 2000 года, а также 1990 года, являющегося условным ориентиром для российского агропромышленного комплекса. Объектами встречных проверок стали 50 субъектов АПК в десяти муниципальных образованиях края.

Проверка показала, что в 2006-2007 годах на выполнение мероприятий программы по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения было израсходовано 292,8 млн. рублей, в том числе 92,8 млн. бюджетных средств.

За счет полученных в 2007 году бюджетных средств и собственных финансовых ресурсов субъекты АПК провели ремонтно-восстановительные работы на мелиоративных системах площадью 110 тысяч гектаров, выполнили агрохимические мероприятия по улучшению плодородия земель сельскохозяйственного назначения путем известкования, внесения минеральных и органических удобрений в почву на площади более 2 700 тысяч гектаров, что положительно сказалось на повышении урожайности сельскохозяйственных культур, увеличении их валовых сборов.

Вместе с тем, в ходе проверки были выявлены финансовые нарушения на общую сумму 23,3 млн. рублей, в том числе: завышения объемов выполненных работ – 13,4 млн. рублей; расходы, не подтвержденные бухгалтерскими документами – 9,9 млн. рублей. Субсидии в размере 6,7 млн. рублей, выделенные субъектам АПК, допустившим нарушения, подлежат возврату в краевой бюджет, из них около 4,0 млн. рублей уже восстановлено в бюджете.

В акте проверки отмечалось, что для большинства сельхозтоваропроизводителей края минеральные удобрения в требуемых количествах фактически недоступны из-за их дороговизны. Аудиторским направлением был сделан вывод: при существующем в крае интенсивном ведении сельскохозяйственного производства, плодородие почв на территории многих муниципальных образований с каждым годом понижается. В связи с этим может уменьшаться возможность получения стабильно высоких урожаев сельскохозяйственных культур.

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края активно включился в работу по устранению недостатков и нарушений, выявленных проверяющими. Так, в 2008 году предприятия, допустившие нарушения при получении бюджетных средств в рамках программы «Плодородие», дополнительно выполнили за свой счет работы по восстановлению более 1000 гамелиоративных систем и произвели гидромелиоративные работы на площадях более 5000 га.

С целью оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям края, осуществляющимработу по восстановлению почвенного плодородия, в краевом бюджете предусмотрены средства на проведение гидромелиоративных работ, не только на мелиоративных системах, но и на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, при помощи научно-исследовательских институтов края осуществляется разработка современной системы земледелия, с учетом которой будут представлены оптимальные площади возделывания всех сельскохозяйственных культур. Так что кубанские черноземы не оскудеют, не истощатся. Думаю, что в этом есть и наша заслуга.

ИЩИ ОСЕТРА В МОРЕ

Кубань богата природными биоресурсами двух морей, множества рек и других водоемов. Однако, до последнего времени показатели работы рыбоводческих и рыболовных предприятий края не позволяли судить о стабильном развитии отрасли. Так, до 2000 года четыре государственных осетровых рыборазводных завода ежегодно выращивали около 25 млн. штук молоди или более 90,0%общебассейнового выпуска осетровых в Азовское море. В 2004 году в связи с отсутствием минимально необходимого финансирования из федерального бюджета они снизили объемы воспроизводства молоди осетровых видов рыб до 13 млн. штук в год.

О масштабах резкого сокращения численности осетровых в Азовском море, вызванного браконьерством, а также последствиями хозяйственной деятельности человека, красноречиво свидетельствует следующий факт. Четырем осетровым заводам для целей рыборазведения ежегодно требуется более 1 000 самок осетровых. Но в 2004 году удалось выловить лишь около 100 самок. Что же касается севрюги, а также белуги, занесенных в Красную книгу, то их численность в Азовском море находится на грани исчезновения.

В связи с критической ситуацией в области сохранения и воспроизводства осетровых в бассейне Азовского моря была принята специализированная целевая программа «Сохранение и стабилизация численности осетровых видов рыб на территории Краснодарского края на 2005-2010 годы».

В 2006 году нашим аудиторским направлением был проведен аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных департаменту биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края в 2005 году и 1-ом полугодии 2006 года. За проверяемый период департаментом на реализацию целей программы было использовано более 120,0 млн. рублей. Однако, как оказалось, не все бюджетные средства расходовались департаментом рационально и эффективно. Так, в 2005 году он перечислил Южному филиалу ФГУП «Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства» 5,3 млн. рублей за оплодотворенную икру осетровых в количестве 8,0 млн. штук икринок. Из данной икры на 3-х рыбоводных заводах края, согласно нормативам, должно быть получено и выпущено в естественные водоемы 2,3 млн. штук осетровых. Однако, как показала проверка, в естественные водоемы выпущено молоди лишь 0,19 млн. штук или 8,1 процента от норматива. Таким образом в результате недостаточного контроля со стороны департамента биоресурсов за соблюдением рыборазводной технологии на заводах, получивших икру, указанное мероприятие краевой целевой программы не дало должной отдачи, средства краевого бюджета в сумме 4,9 млн. рублей были использованы неэффективно. Департамент биологических ресурсов, экологии рыбохозяйственной деятельности в 2005 году и 1 -ом полугодии 2006 года с нарушением бюджетного законодательства использовал средства краевого бюджета в сумме 28,8 млн. рублей, в том числе: использовано неэффективно – 16,2 млн. рублей; с нарушением нормативных правовых актов Краснодарского края и Российской Федерации – 12,6 млн. рублей.

С учетом результатов проведенного нами аудита эффективности целевая программа «Сохранение и стабилизация численности осетровых видов рыб на территории Краснодарского края на 2005-2010 годы» была скорректирована. Кроме того, было сменено руководство департамента биоресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края. Новые руководители активно взялись за решение сложившихся в отрасли задач. В частности, активизирована работа по товарному осетроводству в прудовых хозяйствах и созданию искусственных ремонтно-маточных стад осетровых рыб наосетроводческих рыбозаводах края. Определены нормативы с учетом новых технологий рыбоводных процессов. В 2008 году государственной комиссией при участии специалистов департамента биологических ресурсов и окружающей среды Краснодарского края осуществлена приемка работ по выпуску рыбоводческими предприятиями более 1,4 млн. штук молоди осетровых рыб. Для улучшения состояния Кубанских лиманов за счет средств краевого бюджета в этом же году осуществлен выпуск 6,7 млн. штук молоди растительноядных рыб в естественные водоемы.

Меры, принимаемые органами власти совместно с законодателями, призваны обеспечить естественное воспроизводство рыбы в водах края, увеличить ее численность вдвое и способствовать достижению необходимой нормы потребления рыбы населением: до 28 кг в год на одного человека. Именно в этом и состоит конечная цель нашей работы – не цифры в акте проверки, а реальное улучшение уровня жизни кубанцев.

 

Аудитор Контрольно-счётной палаты Краснодарского края

 Заостровцева Анна Александровна