Проверки Экспертно-аналитическая деятельность

Об экспертном Заключении Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на годовой отчет администрации Краснодарского края об исполнении краевого бюджета за 2018 год

В соответствии с п. 2.6 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) на 2019 год в период с 15.04.2019 по 31.05.2019 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2018 год». Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2018 год (далее – Отчет, отчет об исполнении краевого бюджета) проведена с учетом внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

В Заключении специалистами Палаты отмечено, что Отчет, документы и материалы, представляемые одновременно с ним, а также проект Закона Краснодарского края «Об исполнении краевого бюджета за 2018 год», документы и материалы, представляемые одновременно с ним, поступили в Палату из администрации Краснодарского края в соответствии со сроками, установленными статьей 32 Закона о бюджетном процессе. Состав документов и материалов, представленных одновременно с отчетом, соответствует перечню документов и материалов, установленному частью 2 статьи 264.5 БК РФ, частью 3 статьи 32 и частью 2 статьи 34 Закона о бюджетном процессе.

По итогам 2018 года в бюджет края поступило 250,9 млрд. рублей, что на  8,5 процента выше утвержденных Законом о краевом бюджете назначений и на 6,5 процента выше уровня 2017 года. Налоговых и неналоговых доходов поступило 210,4 млрд. рублей, годовой план по данному виду поступлений перевыполнен на 7,8 процента, прирост к уровню 2017 года составил 9,7 процента. Перевыполнение плана в основном обеспечено за счет налогов на прибыль – на 8,9 млрд. рублей; по упрощенной системе налогообложения – на 2,0 млрд. рублей; на имущество организаций – на 1,3 млрд. рублей; на доходы физических лиц – на 1,4 млрд. рублей; акцизов – на 0,8 млрд. рублей. Удельный вес налоговых и неналоговых доходов возрос в сравнении с прошлогодним показателем и составил 83,8 процента в общем объеме доходов краевого бюджета, что указывает на снижение зависимости от безвозмездных поступлений, свидетельствует о высокой самостоятельности краевого бюджета, демонстрирует финансовую устойчивость края за счет активного использования внутреннего налогового потенциала.

Расходы краевого бюджета исполнены в сумме 235,4 млрд. рублей, что составляет 97,4 процента от утвержденных бюджетных назначений. Наиболее низкий уровень исполнения бюджета по расходам продемонстрировали краевые министерства природных ресурсов – 83,9 процента от плана, курортов, туризма и олимпийского наследия – 83,2 процента, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций – 82,4 процента. Среди видов расходов на самом низком уровне исполнены расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности – 70,9 процента, что связано с неполным исполнением подрядчиками контрактных обязательств при реализации госпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» по причинам неблагоприятных погодных условий, низких темпов производства работ, а также в связи с отсутствием разрешения на строительство вследствие нерешенного вопроса выкупа земельных участков, необходимых для размещения объектов. По итогам 2018 года свыше полумиллиарда рублей или 1,5 процента от общего объема контрактуемых расходов оказались невостребованными ведомствами, ранее обосновавшими потребность в указанных средствах, что противоречит принципам эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленным статьей 34 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

В отчетном году доля программно-целевых расходов в общем объеме произведенных расходов краевого бюджета составила 96,0 процентов или 225,9 млрд. рублей. Из 27-ми государственных программ (далее – ГП) самый низкий уровень кассовых расходов сложился по ГП «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» – 77,9 процента, из 22-х программных мероприятий не выполнено 7 или треть от их общего числа. В составе ряда госпрограмм предусмотрены мероприятия, связанные с предоставлением из краевого бюджета субсидий муниципальным образованиям края. Специалистами Палаты установлены факты нарушений должностными лицами администраций муниципальных образований края порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, выразившихся в недостижении показателей результативности и эффективности использования субсидий, выделенных на строительство малобюджетных спортивных залов, школ и детсадов, котельных, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям, инженерной инфраструктурой. Изложенное указывает на наличие в действиях должностных лиц администраций муниципалитетов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Наряду с этим в рамках ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» показателей результативности использования краевых субсидий не достигли 6 сельхозтоваропроизводителей рыбохозяйственной отрасли, 14 – отрасли животноводства и 15 – растениеводства, ввиду чего возврату в краевой бюджет подлежат в общей сложности 41,8 млн. рублей.

В 2018 году завершились сроки реализации большинства поручений Президента РФ, обозначенных в Майских Указах от 07.05.2012 №№ 596–600 и № 606, показатели которых интегрированы в 8 краевых госпрограмм. Общий объем финансового обеспечения расходов, направленных на их выполнение в отчетном году, составил 14,6 млрд. рублей. По итогам 2018 года установлено недостижение показателей Указа № 596, характеризующих рост производительности труда, доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики и объема инвестиций в ВРП края; Указа № 597, характеризующих увеличение размера реальной заработной платы, а также уровень средней зарплаты врачей, младшего медперсонала, социальных работников, работников учреждений культуры, педагогов детских садов и учреждений дополнительного образования детей; Указа № 598, характеризующего сокращение младенческой смертности. Низкими темпами реализуются мероприятия Указа № 600, связанные с обеспечением инженерной инфраструктурой предоставляемых многодетным семьям земельных участков. Сохраняется риск недостижения предусмотренного Указом № 606 уровня ожидаемой продолжительности жизни.

Из 39-ти объектов краевой адресной инвестиционной программы, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2018 году, фактически введено только 15. Объем незавершенного строительства в крае остается высоким. По состоянию на 01.01.2019 на балансах главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС) и подведомственных им казенных учреждений числятся сформированные в период 1989 – 2018 годов затраты в размере 21,5 млрд. рублей на строительство 315-ти объектов. Обращает внимание, что завершение или продолжение строительства 180-ти из них на общую сумму 2,1 млрд. рублей не предполагается, поскольку в отношении 53-х объектов принято решение о списании, а 127-ми – передаче иному публично–правовому образованию. Таким образом, нахождение сведений об указанных объектах в балансах ГРБС и подведомственных учреждений искажает информацию о реальных объемах незавершенного строительства в крае.

Объем регионального дорожного фонда утвержден в размере 29,0 млрд. рублей и исполнен на уровне 93,3 процента. В основном средства дорожного фонда расходовались рамках реализации ГП «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», из них на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения направлено 19,2 млрд. рублей. В отчетном году введены в эксплуатацию 9 объектов автодорог регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 29,4 км, что составило 71,0 процент от плана. Данные объекты строились ранее с отставанием от запланированных сроков в среднем на 2 календарных года. Строительство новых автодорог в 2018 году на Кубани не велось. Краевое министерство транспорта и дорожного хозяйства отчиталось о перевыполнении плана по мероприятию, связанному с капитальным ремонтом / ремонтом автодорог регионального или межмуниципального значения на 3,1 процента. Однако из 742,4 км отремонтированных дорог капитальному ремонту подверглись лишь 5 км, что не способствовало повышению уровня безопасности на автодорогах края.

В отчетном году впервые на территориях отдельных муниципалитетов введено взимание курортного сбора, средства которого направлены на формирование Фонда развития курортной инфраструктуры. Общий объем Фонда сформирован 2 795-ю операторами и прочими контрагентами в размере 109,3 млн. рублей. При этом согласно отчету краевого министерства курортов по состоянию на 31.12.2018 в соответствующем Реестре состоят только 2 527 операторов курортного сбора. Учет начисленных и фактически поступивших платежей ведется краевым минкурортов в информационной системе «Учет курортного сбора», однако специалистами Палаты установлены существенные недостатки в ее работе, затрудняющие возможность идентифицировать фактического плательщика, а также влияющие на достоверность информации, как о количестве операторов, так и о суммах задолженности по уплате сбора, числящейся за конкретным оператором. Ввиду указанных недостатков в бюджетной отчетности краевого минкурортов не отражена просроченная дебиторская задолженность по уплате курортного сбора на общую сумму 1,3 млн. рублей.

В 2018 году из краевого в местные бюджеты муниципальных образований направлено 83,1 млрд. рублей в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, дотаций (далее – МБТ). В отчетном периоде местным бюджетам впервые предоставлены МБТ поощрительного характера за достижение наилучших результатов по привлечению инвестиций и увеличению налогового потенциала муниципалитетов – 75,0 млн. рублей. Межбюджетные трансферты на поддержку местных инициатив в 2018 году не предоставлялись, что указывает на необходимость дальнейшего развития механизмов стимулирования муниципальных образований края к наращиванию собственного экономического потенциала. Специалисты Палаты неоднократно отмечали низкую долю субсидий, распределенных Законом о бюджете, тогда как распределение МБТ представляется целесообразным еще на стадии формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, что позволит сократить сроки выполнения административных процедур и обеспечить полноту и своевременность освоения муниципалитетами предоставленных им средств. Кроме того, отмечена необходимость активнее наращивать долю субсидий местным бюджетам, порядки предоставления которых утверждены краевыми государственными программами.

По итогам отчетного года при планируемом дефиците 9,6 млрд. рублей бюджет края исполнен с профицитом в размере 15,5 млрд. рублей, что обусловлено превышением фактических поступлений доходов над плановыми, неполным использованием бюджетных ассигнований и сложившейся экономией по расходным статьям краевого бюджета.

Поступления налоговых и неналоговых доходов сверх запланированных объемов, средств от размещения ценных бумаг Краснодарского края, а также действующий порядок реструктуризации бюджетных кредитов федерального бюджета позволили краю отказаться от привлечения из федерального бюджета бюджетных кредитов, а также досрочно погасить ранее привлеченные дорогие коммерческие кредиты и привлечь банковские кредиты в объеме на 2,0 млрд. рублей меньше запланированного. Указанные меры способствовали снижению общего объема государственного долга Краснодарского края на 9,0 млрд. рублей, его размер по итогам года составил 140,2 млрд. рублей и не превышает ограничений, установленных статьей 107 БК РФ. Экономия по расходам на его обслуживание составила 2,4 млрд. рублей, ограничения, установленные статьей 111 БК РФ, соблюдены. Долговая нагрузка на краевой бюджет снижена в сравнении с 2017 годом на 11 процентных пунктов.

В результате экспертизы проекта закона Краснодарского края «Об исполнении краевого бюджета за 2018 год» и приложений к нему установлено соответствие законопроекта по показателям доходной, расходной частей и источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета данным, полученным по результатам проверки Отчета.