Публикация в СМИ

Бюджетный рубль: сберечь — значит преумножить

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА. Бюджет края на 2015 год и на плановый период 2016—2017 годов формировался непросто. Негативное влияние на бюджетный процесс оказывают многие общеизвестные факторы. В этой связи на первый план выступает необходимость бережного отношения к каждому бюджетному рублю, который приходит в казну и тратится. Особую и заметную роль в этом процессе играет Контрольно-счетная палата Краснодарского края. Сегодня мы беседуем с ее председателем Юрием АГАФОНОВЫМ.

— Юрий Александрович, вы уже более полутора лет руководите Контрольно-счетной палатой Краснодарского края. Вы — генерал полиции, а генералу пристало командовать. Здесь вам приходится руководить. Видите ли вы разницу между этими действиями?

— Честно скажу, никогда не задумывался, есть ли разница между командиром и руководителем. Полагаю, что она не столь существенна, а обусловлена, прежде всего, человеческими качествами и стержнем человека, отдающего распоряжения. Если ты профессионал, чувствуешь персональную ответственность за результат работы подчиненных, знаешь специфику каждого звена, порядочен, способен поддержать рядового сотрудника в трудной жизненной ситуации, если смог сформировать коллектив высококлассных специалистов, ответственных, дисциплинированных, умеющих нестандартно мыслить, то грань между «командовать» и «отдавать распоряжения» будет стерта. Сами понимаете, я не персонифицирую, говорю об этом в общефилософском плане. А по сути успешное руководство, как и командование, обеспечивается тремя главными элементами: поставить ясную цель, обосновать ее подчиненным и проконтролировать исполнение.

— Насколько нам известно, Контрольно-счетная палата, образно говоря, не притормозила со сменой руководства, как это часто бывает. И все же какие-то изменения в организации дела, в структуре произошли?

— Никакой «шоковой терапии» не предпринималось. Да она и не нужна была: коллектив палаты — слаженный, профессиональный, работоспособный. Права, обязанности и полномочия четко отрегулированы федеральным и региональным законодательством. Ну и огромный опыт, накопленный за семнадцать лет работы палаты, хранителем и пропагандистом которого является совет ветеранов, руководимый моим предшественником и первым председателем палаты Николаем Ильичом Панченко. Знаете, новый руководитель может, конечно, резко дергать штурвал влево или вправо, чтобы себя обозначить. Но гораздо важнее четко знать цель и двигаться к ней. Тем и руководствуюсь.

Хотя, без сомнения, изменения есть, их диктует жизнь: меняется законодательство, расширяются полномочия палаты. Например, органы внешнего финансового контроля наделены полномочиями по проведению аудита эффективности государственных закупок. Это большой объем работы, на закупки у нас в крае в 2014 году запланировано потратить около 70 миллиардов рублей. Поэтому есть необходимость контролировать в этой сфере законность, целесообразность, обоснованность, своевременность и эффективность расходов казны на государственные нужды.

Особое внимание — экспертизе исполнения госпрограмм. С 2014 года бюджет формируется по программному принципу, и в 2015 году «программный» бюджет запланирован в размере 163 миллиарда рублей. Также важная часть работы — мониторинг исполнения майских указов Президента РФ. На эти цели в 2014 году направлено 20,2 миллиарда рублей. Поэтому для более эффективной работы были пересмотрены аудиторские направления, созданы новые структурные подразделения. Нельзя не отметить и новое направление работы Палаты — организацию взаимодействия и сотрудничества с контрольно-счетными палатами муниципальных образований. У нас в крае их 44, для помощи был создан Совет контрольно-счетных органов Краснодарского края. Стараемся выстроить единую позицию в применении норм бюджетного законодательства. Стали традиционными «осенние встречи» с работниками муниципальных палат в институте агробизнеса. Ежегодно мы обучаем более 150 человек.

— Вы уже можете сравнивать — не так ли? Меняется ли отношение ответственных лиц к государственным деньгам, имуществу? Какое направление для Контрольно-счетной палаты самое напряженное?

— Дело не во времени, а в отношении каждого к своей работе. Поэтому ответить на ваш вопрос однозначно нельзя. Если говорить об устранении нарушений, выявленных палатой, то в основном порядок в финансах наводится вовремя и в полном объеме. Многие руководители проверенных организаций благодарят сотрудников палаты за то, что указали на недостатки. Однако бывают случаи, когда приходится направлять предписания не выполнившим наши представления.

Если говорить о результатах проверок, то, конечно, нарушений пока еще достаточно. Это обусловлено и невысоким профессионализмом, и просто незнанием законов, и недобросовестным отношением к исполнению своих обязанностей. Жестче не могу квалифицировать, не имею полномочий. В качестве примера приведу некоторые результаты проверки в Калининском районе. В 2012—2013 годах в этом муниципальном образовании для улучшения ситуации с местами в дошкольных учреждениях к трем детским садам были пристроены дополнительные помещения для 200 детей. Дело государственной важности, но исполнение, как говорится, оставило желать.

Разработанная МУП «Центр оказания услуг» сметная документация по строительству пристройки к детскому саду № 15 в Новониколаевской содержала конструктивно недопустимые и опасные для эксплуатации параметры. Однако в 2013 году детский сад № 15 все же заключил с ООО ПО «Камавторесурс» договор на строительство.

И что же в итоге? А в итоге ООО ПО «Камавторесурс» построило корпус при отсутствии утвержденной в установленном порядке проектной документации. Серьезные нарушения допущены при строительстве пристроек к детским садам в Гривенской и Старовеличковской.

— Бюджет края большой. Проверить все направления деятельности невозможно. Какие приоритеты вы определили в 2014 году для себя?

— В 2014 году консолидированный бюджет края по расходам составил 271,1 миллиарда рублей. Вы знаете, что в бюджете предусмотрены очень существенные суммы для господдержки села в рамках национального проекта «Развитие АПК». Одним из основных направлений проекта является развитие животноводства. В этом году мы проверили работу краевого бюджетного учреждения «Сельскохозяйственный информационно-консультационный центр», выполняющего государственное задание по оказанию безвозмездных государственных услуг животноводам края в области племенного животноводства. Как оказалось, государственное учреждение не имело необходимого для этих целей статуса регионального информационно-селекционного центра. В то же время таким статусом обладала другая организация — «Некоммерческое партнерство животноводов Краснодарского края», которая располагалась в одном здании с государственным учреждением и привлекала к сотрудничеству его специалистов. Но она оказывала услуги в области племенного животноводства на платной основе. Такая простенькая схема «партнерства» с довольно прозрачным итогом. По окончании контрольного мероприятия порядок наведен, каждый стал заниматься своим делом.

Мы проверили итоги реализации долгосрочной краевой целевой программы «Газификация Краснодарского края» в 2012—2013 годах. В отчете была отмечена недостаточно результативная работа министерства промышленности и энергетики Краснодарского края и органов местного самоуправления, что привело к невыполнению ряда целевых показателей. Люди ждут газа, но объекты газификации в Крымском, Щербиновском, Северском районах и Горячем Ключе общей стоимостью 190 миллионов рублей, строительство которых окончено еще в 2012 году, до настоящего времени фактически не эксплуатируются, неизвестны и сроки начала их эксплуатации. Также выявлены другие факты вольного обращения с бюджетными средствами.

Важное направление — поиск резервов наполнения бюджета. В этом году Контрольно-счетная палата проверила, как используется имущество, находящееся в государственной собственности края. Выяснилось, что краевые балансодержатели не приняли всех мер к обеспечению эффективного управления и распоряжения объектами государственной собственности. Установлено, что не обеспечена госрегистрация права собственности Краснодарского края на 816 объектов недвижимого имущества и права оперативного управления и хозяйственного ведения на 8727 объектов недвижимого имущества. Установлены факты неэффективного использования государственной собственности Краснодарского края на общую сумму 37599,5 тысячи рублей. По результатам рассмотрения представлений КСП и проведения департаментом имущественных отношений определенной работы в краевой бюджет поступила просроченная задолженность по дивидендам в общей сумме более 60 миллионов рублей.

— В подведении итогов каждой проверки видится необходимость партнерских отношений с правоохранительными органами. Как выстроено взаимодействие здесь?

— Оно очень тесное. Мы заключили соглашения о сотрудничестве с прокуратурой края, ГУ МВД, УСКР, УФСБ по краю. В рамках соглашений проводим проверки по обращениям правоохранительных органов, наши специалисты привлекаются к проведению экспертиз при расследовании уголовных дел. Очень активно сотрудничаем с краевой прокуратурой, куда направляем все свои отчеты об итогах проверок. Есть и обратная связь. Например, только за девять месяцев текущего года по результатам рассмотрения наших отчетов прокурорами городов и районов края было направлено более 60 представлений в адрес руководителей, допустивших различные нарушения.

В этом году по обращению прокуратуры края мы проверили расходование бюджетных средств на строительство «Воздухоопорного универсального спортивного комплекса в Щербиновском районе». Установлено, что на строительство объекта израсходовано 182551,2 тысячи рублей.

На момент проверки строительная готовность объекта составляла около 80 процентов. Но с 2012 года строительство объекта не велось, однако консервация не произведена. И что же мы имеем? Оболочка воздухоопорного купола провисла, в ней уже есть повреждения, кровля пристроенной части спортивного комплекса течет, пришли в негодность подвесные потолки, повреждена отделка стен, отдельные конструкции стен и потолков поражены грибком, образовались трещины. Выполненное благоустройство территории зарастает травой и разрушается, зеленые насаждения засыхают. Оборудование трансформаторной, дизельной, котельной простаивает и постепенно теряет свои первоначальные свойства, отдельные элементы покрыты ржавчиной.

Контрольно-счетная палата направила руководству ГКУ «ГУСК» предписание о необходимости устранения выявленных нарушений в полном объеме. А прокуратура Прикубанского административного округа Краснодара в адрес руководителя ГКУ «ГУСК» внесла представление об устранении выявленных нарушений и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. Материалы проверки направлены в СО по Прикубанскому округу Краснодара для проведения доследственной проверки на наличие в действиях сотрудников ГКУ «ГУСК КК» признаков преступления.

— Должность у вас такая и структура, которой вы руководите, такая, что предполагают наличие, мягко говоря, недовольных на другой стороне процесса. Возражают? Грозят? Подключают защиту разного рода? Как вы к этому относитесь?

— Бывает, что возражают, и если эти возражения документально подтверждены и обоснованны, мы их принимаем. Что касается угроз, то они бесполезны. Необходимо отметить, что у Контрольно-счетной палаты есть серьезная поддержка в лице председателя ЗСК Владимира Андреевича Бекетова, губернатора Кубани Александра Николаевича Ткачева, депутатов Законодательного собрания. Все результаты проверок Палаты рассматриваются в профильных комитетах ЗСК. Туда приглашаются руководители проверенных организаций, разговор идет достаточно жесткий. Также мы направляем информационные письма о результатах проверок главе администрации края, и работа по выполнению наших представлений свидетельствует, что проверки не остаются без внимания.

— Юрий Александрович, а что для вас работа в Контрольно-счетной палате Краснодарского края?

— Прежде всего, работа на должности председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края — это ответственность. Ответственность перед жителями Кубани, перед депутатами Законодательного собрания края, доверившим мне столь значимый участок работы, перед руководством региона, которое от нашего контрольного органа ожидает не только объективной критики, но и конкретных предложений по повышению эффективности работы. И, конечно, ответственность перед коллективом Контрольно-счетной палаты.

Огромное удовлетворение получаю, когда вижу, что работа, проделанная сотрудниками, силы, которые они затратили, и, не побоюсь этого слова, лишения — ведь они нередко находятся в командировках и месяц и более, — были не напрасны. И не всегда результат выражается суммой нарушений (зачастую они не являются злонамеренными), а заключается в их профилактике, своевременном устранении, определении резервов увеличения доходов бюджета, оказании консультативной помощи непосредственным исполнителям на местах. Ведь, как показывает практика, злоупотребления прежде всего обусловлены отсутствием должной профессиональной квалификации специалистов, особенно в муниципалитетах. Мы и тут приходим на помощь.

— Газета «Вольная Кубань» — давний партнер КСП. Желаем вам успехов и в этом, и во всем, чему вы подчиняете свой профессиональный и гражданский долг.

— Спасибо.

Автор статьи : Александр ГИКАЛО